CLOSE-UP: Йост Реквелд

Йост Реквелд будет говорить о процессах и исследо­ваниях, стоящих за его работой над фильмами; он сосредоточится на трех главных идеях, которые объединяют его фильмы и произведения с использованием других медиа.
Реквелд расскажет о своем понимании движущихся абстрактных изображений как своего рода визуальной музыки, и опишет, как менялся его подход к композиции. Он покажет, что бывает, когда художник рассматривает мир науки и технологий с точки зрения культуры, и объяснит, как его рабочий процесс превращается в «диалог с машинами» — ситуацию, в которой его машины обретают что-то вроде собственного голоса.

#3

16 мм | 1994 | 4 мин
Йост Реквелд: «#3 — это фильм с чистым светом, где для создания изображения снято с очень длинной выдержкой движение крошечного источника света, траектории которого запечатлеваются на эмульсии. Свет здесь является частью простой механической системы, демонстрирующей хаотическое поведение. Я уже давно заворожен тем фактом, что можно создать статичное изображение, используя движение, и что можно воссоздать движение, показывая последовательность статичных изображений. Таким образом, чтобы получить как сами изображения, так и трансформации этих изображений, движение отдельного источника света накладывается на движение кинокамеры. Я рассматриваю это как своего рода нулевую точку фильма, созданного с помощью фотофиксации. Эта работа была создана на основе многосоставной «партитуры», где были прописаны цвет, выдержка, положение камеры, ширина луча света, направление и скорость движения механической системы. «Партитура» состояла из 13 партий, и с ее помощью я старался любой ценой избежать повторения, симметрии и банальности в развитии темы. Источник света, чертящий следы, был прикреплен к двойному маятнику. Эта система разработана в теории хаоса и в определенном диапазоне скоростей ведет себя непредсказуемо».

#5

3x 16мм | 1994 | 6 мин
Йост Реквелд: «#5 — это фильм для трех проекторов и трех независимых экранов, расположенных рядом. Для создания изображений я снимал с разным временем выдержки движущиеся отражающие формы. Затем эти изображения были разными способами напечатаны на кинопленке. Фильм исследует отношения между изображением и временем, формирующиеся на киноленте, и непрерывно колеблется между тем, что я рассматриваю как две крайности. Фактически, одна крайность — это последовательность кадров, которые я снимал с очень длинной выдержкой. Эти изображения выглядят как полосы света, прочерченные движущимися объектами. Иллюзия движения во время показа создается за счет сочетания движений запечатленной системы со скоростью камеры. Другая крайность — отдельные кадры, которые я напечатал на полях киноленты, используя фотоувеличитель. После проявки я склеил две пленки вместе и использовал их в качестве оригинала для печати. Таким образом, исходное изображение разнесено по нескольким пленкам, и во время показа его можно "сосканировать", начав с левого верхнего угла и двигаясь к правому нижнему».

#11

35 мм в HD | 1999 | 21 мин
#11 (Marey <-> Moiré) — это фильм, в котором все изображения сгенерированы с помощью периодически прерываемой записи движения линии. Это фильм об отсутствии непрерывности — собственно, это и лежит в основе такого медиума, как кино.

#37

35 мм в HD | 2009 | 31 мин
Во многих теориях, созданных до Нового времени, кристаллы рассматривались как промежуточная форма между царствами растений, животных и минералов; эта идея приобретает новое звучание в свете последних разработок в сфере искусственной химии и искусственной жизни. Эти новые области науки с их гипотетическими вселенными и «а что, если» сценариями исследуют своего рода симуляцию, выходящую далеко за рамки фотореалистичных симуляций, которые можно увидеть в большинстве промышленных компьютерных анимаций. То, чем занимаются ученые, отчасти схоже с деятельностью первых абстрактных художников, режиссеров и авторов, работавших со светом, — они создавали язык, который мог бы выразить до сих пор невыразимые аспекты мира через непосредственный чувственный опыт.

Фильм #37 — часть еще не оконченного исследования распространения и дифракции света через сквозные отверстия и решетки. На создание фильма режиссера вдохновило то, как кристаллографы используют рентгеновское излучение для исследования внутренней структуры кристаллов. Эта структура может быть вычислена на основании интерференционной картины, которую дают рентгеновские волны, проходя через симметрично расположенные молекулы в кристалле. В 1984 году рентгеновская дифракция привела к открытию так называемых «квазикристаллов»; отправной точкой для #37 стало компьютерное моделирование, созданное учеными для понимания таких квазипериодических структур. В ходе создания фильма эти идеи и инструменты позволили разработать то, что можно было бы назвать «искусственной физикой»; модель Вселенной с переменным числом измерений, наполненная частицами, которые воздействуют на своих соседей и выстраиваются в констелляции с различным уровнем симметрии. Изображения в фильме представляют собой смоделированные дифрактограммы, созданные этими констелляциями.

#43,6

HD l 2013 | 11 мин
Фильм, который в дальнейшем будет именоваться #43, — часть длительного изучения алгоритмов, основанных на сочетании распространения и локальных взаимодействий. Изначально проект родился из наблюдения за симуляцией того, как нервные импульсы превращаются в колебания в тканях — таких, как сердечная мышца; затем он разросся и теперь включает в себя обширное исследование возникновения паттернов во времени и пространстве при одинаковых исходных условиях. Эти исследования вдохновлены идеями из сферы биологии и математики, которые впервые обрели популярность в эпоху развития кибернетики, в 1950–1960-е годы, но с тех пор стали частью современных разработок: теории катастроф, теории сложности и искусственной жизни.

Йост Реквелд


Йос Реквелд — художник, задающийся вопросом о том, чему мы можем научиться в диалоге с машинами. В своей работе он исследует чувственно воспринимаемые результаты работы спроектированных им систем, часто вдохновленных забытыми страницами истории науки и технологии. Его фильмы, инсталляции и живые выступления — это последовательная документация вселенных, которые открываются благодаря подобным системам. В своей чувственной конкретности они представляют собой попытку достичь непосредственного, телесного понимания нашего технологического мира. Его абстрактные фильмы демонстрировались по всему миру на фестивалях, посвященных экспериментальному кино, анимации или другим видам киноискусства. Премьеры его последних фильмов проходили на Международном кинофестивале в Роттердаме. Ретроспективные выставки художника состоялись в Центре Барбикан в Лондоне и на кинофестивале в Энн-Арборе. Его работы можно увидеть в Институте современного искусства и галерее Тейт Модерн в Лондоне, Центре Помпиду в Париже и Музее современного искусства в Стокгольме.

Его фильм «#11, Marey <-> Moire» стал первым голландским фильмом, показанным на кинофестивале Sundance. Йост Реквелд реализовал несколько инсталляций и коллективных проектов с участием композиторов, музыкальных ансамблей, театральных актеров, танцоров и художественных групп.Собирая материал для художественной работы, художник подготовил ряд ретроспективных программ, посвященных истории абстрактной анимации и светового искусства после 1990 года. Реквелд был куратором нескольких выставок и опубликовал ряд эссе. С 1993 года он выступал с лекциями, с 1996 года преподавал регулярно, а с 2008 по 2014 год был руководителем межфакультетской образовательной программы ArtScience Interfaculty Королевской консерватории и Королевской академии искусств в Гааге. С февраля 2017 года Реквелд работает художественным исследователем в Школе искусств Университетского колледжа Гента. Он член совета фестиваля Sonic Acts (Амстердам) и Центра визуальной музыки (Лос-Анджелес).
Лекция организована при поддержке Посольства Нидерландов в Москве
29 Сентября
16:35
Электротеатр Станиславский, 12+
Купить билет
Программа 2018